Внеклассное мероприятие «Музыка и здоровье»
Внеклассное мероприятие
«Музыка и здоровье»
Класс: 7
Цель: знакомство с влиянием музыки на окружающий мир и здоровье человека.
Задачи:
— повторить понятие здоровья, здорового образа жизни, составляющих ЗОЖ;
— узнать, как именно влияет музыка, отдельные произведения и инструменты на окружающий мир;
— развивать внимание, память, воображение;
— воспитывать музыкальный вкус.
Оборудование: проектор, презентации по теме, видеозаписи, аудиозаписи, листы по количеству учащихся.
Содержание
1. Подготовительный этап:
Учитель: — Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем разговаривать с вами о здоровом образе жизни. В частности – о влиянии на наше здоровье различной музыки.
2. Основной этап:
Учитель: Так что же такое здоровье? (Ответы учащихся)
Учитель: Какие существуют составляющие ЗОЖ? Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье? (Ответы учащихся)
Показ презентации «ЗОЖ».
Учитель: А теперь давайте поговорим о возникновении музыки. В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.
Струнные музыкальные инструменты родились из орудий труда. Они представляли собой подражание луку. Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку. Так человек открывал музыку. Открывал в окружавшей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.
Музыка сопровождает человека на протяжении жизни. От рождения – колыбельная, пение мамы, убаюкивание и до смерти. Оказывается, музыка очень влияет на весь окружающий мир – на природу (растительный и животный мир), а также человека.
Начало презентации «Воздействие музыки на окр. мир»
Учитель:
- Под звуки музыки Бетховена, рыбы начинают кружиться в танце;
- Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно музыку Баха.
- Растения и цветы под звуки классической музыки быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под микроскопом видно, что движение растительных клеток ускоряется под воздействием музыки и цветы лучше растут.
- Вода меняет свой гидроксидный состав под воздействием музыки, более того, она передает информацию об изменениях своих характеристик другой воде на расстоянии. Видео «Воздействие музыки на структуру воды»
- В медицине есть метод воздействия музыкой и голосом матери на еще не родившегося малыша, который называется «Сонатал».
Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
Врач-фониатр и оториноларинголог Альфред Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта, т.к. звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса, совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.
Американские физиологи убедились, что юные создания, слушавшие Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии — лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам, он рекомендовал классическую музыку Моцарта.
Проведение физминутки под музыку.
Учитель: «Встали, руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Кисти, пальчики размяли,
Друга в гости мы позвали».
Сообщение учащегося на тему «Влияние музыки на органы человеческого организма».
- Звук своей волновой природой может влиять на живые организмы (как положительно, так и отрицательно),
- Звуки определённой высоты и длительности могут изменять активность клеток,
- Звуки могут корректировать состояние кожи, мышц, внутренних органов, нервной системы — даже влиять на раковые клетки,
- На сердечно-сосудистую систему оказывают влияние звуки струнных инструментов, особенно скрипки. Вообще скрипку называют божественным инструментом, ее звучание способно унести слушателя в астральные миры,
- Струнные инструменты лечат сердце, клавишные лечат желудок, ударные — позвоночник,
- Слушая игру нужного инструмента, да не просто любую, а целевую, определенного ритма и тональности, человек заставляет работать свой организм в правильном режиме,
- Музыка гениального Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат,
- Музыка усиливает действие лекарств,
- Настраивает внутренние органы на здоровую волну,
- Нормализует сон и аппетит, успокаивает, снимает усталость,
- Доктор Рушель Блаво провёл массу экспериментов в исследовании влияния музыки на кровь и давление человека. Самый простой — взять у пациента из пальца кровь для анализа до, и после прослушивания музыки. Практически в 100% случаев все показатели крови изменяются в лучшую сторону. Похожий опыт учение проводили и с пациентами, жалующимися на повышенное артериальное давление. После сеанса музыкотерапии давление стабилизировалось.
Далее – обсуждение.
Учитель: Звуки каких инструментов оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, на желудок, на позвоночник? Как может измениться давление под действием классической музыки? (Ответы учащихся)
Учитель: Давайте порелаксируем, расслабимся и послушаем классическую музыку.
Прослушивание музыки Моцарта — Симфония №40, №5, Музыка ангелов.
3. Заключительный этап:
Учитель: Что нового и полезного для себя вы узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы учащихся)
Учитель: Давайте вспомним, на что в нашем окружающем мире влияет музыка? (Ответы учащихся)
Учитель: Музыка оказывает огромное воздействие на здоровье человека (на его физическое состояние, на психику человека), а также на растительный и животный мир. Давайте слушать её чаще!
Обратная связь (на листках)
Учитель задает Вопросы учащимся:
- Что такое, по-вашему, здоровье?
- Какие составляющие ЗОЖ вы знаете?
- Какие примеры воздействия музыки на окр.мир вы запомнили?
- Какая музыка благотворно влияет на человека?
- Понравилось ли вам это внеклассное мероприятие? Есть ли у вас вопросы по этой теме?
Учитель: Спасибо за урок! Самый главный совет сегодняшнего занятия — слушайте классическую музыку на здоровье!