Родителям

Памятки для родителей

pervoklashka

Принципы отношений родителей с детьми

 Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
 Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
 Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
 Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
 Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
 Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
 Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежнос¬тью.
 Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Родителям первоклассника

 Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
 Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчи¬тать время — ваша задача.
 Не отправляйте в школу ребенка без завт¬рака.
 Ни в коем случае не прощайтесь, предуп¬реждая о чем-то. Пожелайте ребенку уда¬чи, подбодрите его.
 Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопро¬сов, дайте ему расслабиться.
 Если ребенок чересчур возбужден, жаж¬дет поделиться с вами — не отмахивай¬тесь, не откладывайте на потом, это не зай¬мет много времени.
 Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
 Выслушав замечания учителя, не торопи¬тесь устраивать взбучку. Постарайтесь, что¬бы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны — это поможет вам яснее понять ситуацию.
 После школы не торопите ребенка садить¬ся за уроки — необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
 Во время приготовления уроков не сидите •«над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
 Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ре¬бенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
 Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногла¬сия решайте без ребенка.
 Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться слож¬нее, быстрее наступает утомление — это первые четыре недели, конец второй чет¬верти, первая неделя после зимних кани¬кул, середина третьей четверти.
 Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочув¬ствие — это показатели трудностей в уче-бе!
 Даже совсем «большие» дети очень лю¬бят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Правила общения

 Можно выражать свое недовольство от¬дельными действиями ребенка, но не са¬мим ребенком.
 Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
 Недовольство действиями ребенка не дол¬жно быть систематическим, иначе оно пе¬рейдет в неприятие его.
 Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комп¬лименты, а не то, что вы, возможно, дума¬ете, но не говорите.
 Признайте ребенка здесь и сейчас, на ос¬нове настоящих событий.
 Сохраняйте дружелюбный тон!

Как поддержать самоценность ребенка

 Безусловно принимайте ребенка. Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потреб¬ностях.
 Чаще бывайте с ребенком (играйте, читай¬те, гуляйте и т.п.).
 Не вмешивайтесь в те его занятия, с кото¬рыми он справляется сам.
 Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех.
 Делитесь своими чувствами, проявляя до¬верие к ребенку.
 Конструктивно решайте конфликты.
 Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
 Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

Как научить детей общаться

Счастье очень во многом зависит от уме¬ния ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей — помочь детям в развитии социальных навыков.
Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоот¬ношения с другими людьми.
Социальный успех определяется рядом ус¬ловий:

Личная привлекательность. Важно объяс¬нить как можно раньше ребенку, что чело¬веческая привлекательность — это гораздо больше, чем природная красота. Даже са¬мые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разго¬варивайте с детьми. Если дети в таких бе¬седах научатся выражать свои мысли и чув¬ства, обсуждать самые разнообразные воп¬росы, для них не составят труда непринуж¬денные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ре¬бенка навыков межличностного общения -обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, поря¬дочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарай¬тесь оказывать гостеприимство людям, ко¬торых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Су¬ществует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей веж¬ливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желае¬мое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. По¬могите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они дол¬жны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представ¬лений и помогут им преодолеть все это.
Вызывающее поведение ребенка. Обрати¬те внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непос¬редственно к делам? Может быть, вы про¬сто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку дей¬ствовать самостоятельно там, где это воз¬можно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудни-чество лучше, чем противостояние.
Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы раз¬решения конфликтов.
Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не явля¬ется ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. По¬могите им, делая маленькие шаги, преодо¬левать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические проявления. Один из луч¬ших способов реакции на вспышки раз¬дражения — просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии на¬учите ребенка другим образом справ¬ляться со своими чувствами — выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не до¬бьются желаемого, что существуют дру¬гие, более пригодные пути.
Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ре¬бенку понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самосто¬ятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их ува¬жать чужие чувства и желания.
Непослушные дети. Научите детей само¬дисциплине, ответственности, сотрудниче¬ству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двой¬ка» — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошиб¬ки. Оценку своих знаний ребенок уже по¬лучил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
Правило второе: не более одного недостат¬ка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагиро¬вать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень труд¬но, но по возможности выберите из мно¬жества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, ко¬торый вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Осталь¬ное же будет преодолено позже либо про¬сто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами пого¬нишься… Посоветуйтесь с ребенком и нач¬ните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него само¬го. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительно¬сти, и пересказа.
Правило четвертое: хвалить — исполните¬ля, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отде¬лить оценку его личности от оценки его ра¬боты. Адресовать к личности надо похва¬лу. Положительная оценка должна отно¬ситься к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благода¬ря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы зало¬жите еще одно важнейшее основание же¬лания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо ре¬шать не в одно действие, а в два». Эта фор¬ма отрицательных оценок стимулирует ис¬правление ошибок, но не сказывается от-рицательно на отношении ребенка к зна¬ниям, его вере в успех.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его соб¬ственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с го¬сударственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка — это реаль¬ный успех, победа над собой, и она долж¬на быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на не¬знание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порож¬дают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной бе¬зопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оцен¬ке у ребенка нет ни иллюзии полного успе¬ха, ни ощущения полной неудачи. Возни¬кает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не ис¬кушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. До¬говоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это бу¬дет достигнуто.
Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребен¬ка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом уме¬ния учиться — главным средством преодо¬ления учебных трудностей. Приучение к са-мооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифферен¬цированного) оценивания, сделает его от¬носительно защищенным от сурового не¬совершенства школьной отметочной систе¬мы. Отдельной отметки заслуживает кра¬сота, скорость выполнения, ошибки на «не¬внимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без на¬поминаний.
Правило десятое: оценка должна выражать¬ся в каких-либо зримых знаках. Очень важ¬но, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., кото¬рые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установ¬ленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назна-ченному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умствен¬ной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
При установке часа начала занятий необ¬ходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для заня¬тий, где все необходимые предметы нахо¬дятся под рукой. Так вырабатывается при¬вычка к внутренней мобилизации с момен¬та начала занятий и до тех пор, пока не вы¬работалось умение управлять своим пове¬дением, рабочее место должно быть толь¬ко местом для занятий (ни игр, ни карти¬нок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
Если нет возможности выделить постоян¬ное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
3. Важное правило — начинать работу не¬медленно. Чем дольше оттягивается нача¬ло работы, тем большее усилие потребует¬ся, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начи¬нает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет бы¬стрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в ра¬боте. Нужны единство школьного и домаш¬него учебного режима, профилактика пе-регрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе — от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у школьника не было дру¬гих обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, пла¬нировать работу, приступать к ней без про¬волочек.
Приучение ребенка к правильному режи¬му должно сочетаться с вашей самодис¬циплиной, уважением к ребенку, добро-желательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Родителям о наказаниях

 Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
 Проявляя при детях худшие черты своего ха¬рактера, вы показываете им плохой пример.
 Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
 Шлепки могут только утвердить, но не из¬менить поведение ребенка.
 Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
 Задача дисциплинарной техники — изме¬нить желания ребенка, а не только его по¬ведение.
 Очень часто наказание не исправляет по¬ведение, а лишь преображает его.
 Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чув¬ствует себя отверженным и начинает рев¬новать к брату или сестре, а порой и к ро¬дителям.
 У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства — любовь и ненависть, — как сразу возникнет конфликт.
 Частые наказания побуждают ребенка ос¬таваться инфантильным.
 Наказание может заставить ребенка при¬влекать внимание родителей любыми средствами.
 Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая доброде¬тель, которая только может быть у родите¬лей.
Объяснением. Объясните ребенку, поче¬му его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привле¬кательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока посту¬пок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эф¬фективны, чем наказание.
Как привить интерес к чтению?
 Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, за¬учивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
 По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телеви¬зор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
 Показывайте, что вы цените чтение: поку¬пайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
 Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магази¬не и т.п.).
 Почаще спрашивайте мнение детей о кни¬гах, которые они читают.
 Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети больше читают.
 На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
 В доме должна быть детская библиотечка.
 Выделите дома специальное место для чте¬ния (укромный уголок с полками и т.п.).
 Разгадывайте с детьми кроссворды и да¬рите их им.
 Собирайте книги на темы, которые вдох¬новят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или косми-ческих путешествиях):
 Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них по¬является ощущение законченности и удов¬летворения.
 Предложите детям до или после просмот¬ра фильма прочитать книгу, по которой по¬ставлен фильм.
 Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе — наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет це¬нить собственную жизнь, он не станет дея¬тельным, а значит, не сможет реализовать себя.
Интерпретировать поведение. Ребенок по¬падает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяс¬нять поведение людей, он не будет скло¬нен огорчаться в подобных ситуациях. На¬пример, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
Общаться с помощью слов. Ребенок, кото¬рый может объяснить, что с ним происхо¬дит, словами, помогает другим лучше по¬нять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так ка¬заться, если ребенок просто скажет, что сна¬чала он очень испугался, потому что его ни¬когда не спрашивали первым, а потом огор¬чился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.
Понимать различия между мыслями и дей¬ствиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в тре¬тьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не перево¬дить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую зада¬чу, которую он реализует в действии. По¬этому рекомендуется помогать ребенку от¬реагировать свои негативные эмоции че¬рез рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а по¬том мы начнем с тобой делать уроки!»
Интересоваться и задавать вопросы. Все раз¬говоры о подготовке детей к школе, интере¬се к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на заме¬чательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не па¬дает с неба?», «Почему рыба не захлебыва¬ется в воде?», «Почему люди стареют?»…
Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть спосо¬бы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопро¬сы, помогать искать и находить их.
Понимать, что на сложные вопросы нет про¬стых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоян¬но твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь — пой¬мешь». Можно приоткрыть завесу и пока¬зать, что не на все вопросы есть однознач¬ные ответы. Этим мы будем развивать сте¬реоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие раз-рушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь боль¬шим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».
Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их сла¬бостях. Мы не нарушим доверия ребен¬ка, если признаем человеческое несовер¬шенство.
Думать самому. Чувство собственной уни¬кальности и способности к выбору — жиз¬ненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет вос¬питать человека, слабого духом или сла¬бого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные реше¬ния, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.
Знать, в чем можно полагаться на взрос¬лого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которы¬ми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объ¬яснить детям, что взрослые, родители мо¬гут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважа¬ют их права.