С 2014-2015 учебного года я являюсь руководителем внеурочного кружка «Шахматы».
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Введение кружка «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы: обучение игре в шахматы, развитие умственных способностей, внимания, памяти, познавательной мотивации, логического мышления, умения концентрироваться, формирование твердого характера и желания добиваться успехов, стремление к реализации своих идей.
В ходе достижения указанных целей решаются следующие задачи:
— дать понятие о шахматной доске и шахматных фигурах;
— изучить шахматную терминологию;
— обучить основным ходам шахматных фигур;
— учить разыгрывать простые партии.
Реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Содержание программы «Шахматы» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МО ШИСП.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по шахматам «Шахматы-школе» автора Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы (Обнинск.: Духовное возрождение, 1998).
Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Свойство шахмат служить материалом для моделирования различных сторон жизни делает особенно перспективным развитие их межпредметных связей в связи с наметившейся в начальной школе тенденцией к созданию так называемых интегрированных уроков или учебных курсов, объединяющих материал нескольких предметов. Обучение младших школьников шахматам дает положительный эффект уже сегодня, но от использования межпредметных связей шахмат можно ожидать дополнительного эффекта за счет целостного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика.
Из школьных предметов шахматы наиболее близки математике и информатике, так как развивают мышление, внимание и логику. В перечень разделов математики и информатики, которые так или иначе затрагиваются при игре в шахматы, входят: теория алгоритмов, теория графов, теория множеств, теории игр, искусственный интеллект, объекты и системы, закономерности случая, теория управления, теория информации, экспертные системы.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
— принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
— принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
— принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
— принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы и средства обучения:
— Практическая игра.
— Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
— Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
— Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
— Участие в турнирах и соревнованиях.
На каждом занятии деятельность учащихся организуется в форме совместной работы учащихся с учителем, самостоятельной работы по заданию учителя, совместной работы учащихся в парах. Каждая новая тема изучается на реальных шахматах, основные положения фиксируются на доске с графическим обозначением существенных отношений между фигурами в позиции и схем решения в виде алгоритмов.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства. Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления.