19
Мар
2015
0

Внеклассное мероприятие «Что такое толерантность?»

Внеклассное мероприятие «Что такое толерантность?» Класс: 6
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Задачи:

  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: мяч, листы формата А5, оформление доски – плакаты «Правила толерантного общения», «Определение толерантности на разных языках мира».
Содержание

I. Подготовительный этап:

Учитель: — Тема нашего внеклассного мероприятия – Что такое толерантность!
И сегодня мы поговорим с вами о том, какие мы и чем мы отличаемся друг от друга? Оценим индивидуальность каждого из нас.

II. Основной этап

Учитель: Для начала давайте с вами вместе подумаем и ответим на некоторые вопросы:
Учитель: — Может ли человек состоять только из достоинств? А только из недостатков? (Ответы ребят)
Учитель: — Чем отличаются друг от друга ваши товарищи? (Ответы детей)
Учитель: — Можете ли вы признать их достоинство? (Ответы детей)
Учитель: — Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями? (Ответы детей)
Учитель: — Почему (разные: воспитание, характер)?
Учитель: — А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
Учитель: — А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?
Учитель: — Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Мы признаем право других людей быть разными, непохожими (раса, вероисповедание, социальное положение, страна проживания и т.д.)

16 ноября – Международный день толерантности, объявленный в 1995 году ООН.
Учитель: — Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Учитель: — На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Учитель: — Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Предлагаю вам обратить внимание на плакат.

На доске установлен плакат «Правила толерантного общения»:
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
5. Стремись учитывать интересы других.

Учитель: — Давайте обсудим эти правила. Все ли с ними согласны? (Ответы детей)
Учитель: — Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному.

На доске установлен плакат «Определение толерантности на разных языках мира»
• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
• во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: — Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Учитель: — Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
Учитель: — А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Учитель: — Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Учитель: — От чего, как вы думаете, происходят войны на нашей планете? И как их можно избежать? (Ответы детей).
Вывод учителя: толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).
Учитель: — Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Ученики высказывают свои мнения).
Учитель записывает на доске ответы, озвученные учениками. Например:
tolerantnost
Учитель: — Предлагаю Вашему вниманию некоторые ситуации и предлагаю подумать как бы вы поступили в данной ситуации и как поступил бы в этой ситуации толерантный человек.

1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в недоумение.

Ребята высказывают свои мнения.
Учитель: — А теперь предлагаю вам на приготовленных индивидуальных листочках обвести свою руку.
На большом пальце напишите свое имя и фамилию.
На Указательном пальце – Ваши положительные качества.
На среднем пальце – имя вашего соседа по парте.
На безымянном пальце – его положительные качества (3-4).
А теперь обменяйтесь своими листками со своим соседом по парте.
На безымянном пальце листка вашего соседа по парте напишите «ты – мой друг»
Учитель: — Обменяйтесь листками! Прочитайте то хорошее, что написал о вас сосед по парте. И вам, и ему приятно от теплых, правдивых слов.
Выходим к доске и становимся в круг.
Учитель: — Вы уже хорошо знаете друг друга и каждому приятно получать комплименты. Подумайте, какие качества ваших одноклассников вам нравятся, и постарайтесь сказать сидящему рядом с вами комплимент. Вы передаёте соседу мяч со словами: «Мне нравится в тебе, что ты такой(ая)…»
Тренинг «Колокол доверия»
Учитель: — Ребята, давайте встанем и проведём несколько упражнений. Один человек становится в центр круга и падает на руки других. Остальные держат его только ладошками и мягко передают друг другу.
В ходе этого тренинга дети сплачиваются, испытывают положительные эмоции.

III. Заключительный этап

Итог учителя: — Самый хороший человек имеет свои слабости, а самый плохой – свои достоинства. Все люди стремятся стать счастливыми, то есть прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, надо преодолеть свои слабости и наращивать свои достоинства. Ну и, конечно, учиться видеть в людях их достоинства и стараться не замечать недостатки. Давайте учиться быть толерантными!
Релаксация «Улыбка»
Учитель: — Сядьте и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Ты чувствуешь, как твоё лицо всё больше и больше расслабляется: рот, нос, уши, лоб, глаза, дыхание. Теперь вдохни глубоко – глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдыхай воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори ещё раз. Теперь снова вдохни. И при выдохе постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Представь себе, что видишь перед собой солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. Ощути улыбку во всём теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с головы до ног, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь глубоко вдохни и задержи дыхание на миг. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Теперь потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

You may also like

С Новым 2016 годом, коллеги!
С днем учителя!
С новым учебным годом!
Плакаты в кабинет информатики. Часть 2